(сер. XIV - 1-я четв. XV (?) в.), прп. (пам. 4 и 14 июня, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Пешношский (Песношский), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря на р. Яхроме. По сведениям К. Ф. Калайдовича, жившего в Пешношской обители в 1815-1816 гг., в сер. XVIII в. здесь находился список Жития М., к-рый до нач. XIX в. не сохранился. Сведения о М. содержатся в «Летописи Пешношской (Песношския) обители отеческой», составленной иером. Иеронимом (Сухановым) в 1859 г. (Архив МЗДК). В Месяцеслове троицкого мон. Симона (Азарьина) М. упоминается как ученик прп. Сергия Радонежского: «В 14 день преставление преподобнаго отца нашего Мефодия Песношскаго чюдотворца иже на Яхроме, ученик бе святому Сергию» (РГБ. Ф. 173. I. 201. Л. 334 об., сер. 50-х гг. XVII в.; сходный текст имеется в близких по составу Святцах с пасхалией - ГИМ. Син. № 901. Л. 161 об.- 162, XVII в.).
В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) М. назван первым в списке святых г. Дмитрова и отмечено, что он преставился 14 июня 6900(1391/92) г. (Описание о российских святых. С. 84-85. № 209). Однако эта дата условная, т. к. зависит от года преставления прп. Сергия. Согласно позднему устному преданию, М., получив благословение прп. Сергия, поселился в пустынном месте в дубовом лесу за р. Яхромой. Впосл., когда к нему собралась братия, М. по совету своего наставника удалился в более удобное место - к устью р. Пешноши. Ища безмолвия, преподобный уходил молиться к часовне во имя св. прор. Иоанна Предтечи, расположенной на расстоянии 2 верст от обители; здесь его посещал прп. Сергий; со временем пустынь назвали Беседой. В тропаре М. именуется «собеседником и спостником преподобному Сергию» (тропарь и кондак под 4 июня - ГИМ. Вахром. № 897 («Акафистов, служеб и повестей разных святых, поучительных слов и других душеполезных молений книга четвертая»). Л. 89, ок. 1858 г.).
В лит-ре получила распространение топонимическая легенда, согласно к-рой М. сам носил («пеш нося») бревна для монастырского строительства через реку, названную с тех пор Пешноша. В документах XV-XVII вв.- посланиях, духовных и жалованных грамотах - обитель именуется Никольской на Песноше, имя ее основателя не упоминается. Годом основания мон-ря считается 1361-й; указание на эту дату появилось в кон. XVIII в. на листе древнейшего списка Службы М. (согласно сведениям Калайдовича, список был составлен ок. 1697 писцом иеродиак. Иннокентием; сочинителем канона в тексте Службы значился инок Мисаил). По предположению Калайдовича, год основания обители в древнем списке поставил строитель иером. Игнатий (настоятель обители с 1781). В 1775 г., при еп. Тверском и Кашинском Арсении, были внесены изменения в текст Службы: тропарь «Преподобне отче и преблаженне, Пастырю честный» заменен другим: «Божественною любовию от юности распаляем» (последний вариант представлен в совр. издании Службы). Более точным источником сведений о времени создания обители можно считать иммунитетную грамоту царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 28 апр. 1547 г. В ней перечислены прежние жалованные грамоты рус. князей, начиная с дмитровского кн. Петра Дмитриевича (1399 (по др. данным, 1401/02) - 1427). Он пожаловал Пешношской обители села Ивановское, Бестужево, Новосёлки, Поповское, Александровское, Нестеровское, Белавино и Говейново вместе с деревнями и всеми угодьями (Будовниц. 1966. С. 154). Поэтому если связывать деятельность М. с основанием мон-ря, то она должна относиться к самому кон. XIV - 1-й четв. XV в.
Наиболее раннее письменное свидетельство почитания М. сохранилось в «Слове на память всех святых новых чудотворцев Российских», составленном суздальским иноком Григорием в сер. XVI в.: «Блажим блаженыа отца Стефана, иже на Махрищи, и Мефодиа Песноскаго, иже постническы доволни быша; кто прочее доволен достигнути к толицей высоте преподобных отець и толико множество обиати умом» (Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) // АиО. 1997. № 2(13). С. 140).
По предположению Е. Е. Голубинского, причисление М. к лику святых могло произойти в период после Соборов 1547 и 1549 гг. и до учреждения Синода. Встречающиеся в лит-ре указания на то, что М. был канонизирован на Соборе 1549 г., а также на особую роль в его прославлении свт. Варсонофия Тверского, бывшего одно время игуменом Пешношского мон-ря, сведениями источников не подтверждаются (см.: Цветник Пешношский. 1898; Жития рус. святых: В 2 т. М., 2004. Т. 1: Март-авг. С. 592).
Упоминания имени М. в святцах редки и относятся ко времени не ранее XVII в. (пам. под 14 июня внесена в святцы Коряжемского монастыря: РГБ. Унд. № 237. Л. 207 об., 1621 г., а также в Святцы с летописью: Там же. Ф. 651. № 88. Л. 584, после 1719 г.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 181). По наблюдениям архиеп. Сергия, память М. появляется «в месяцеслове всех святых 1891 г. и в прежних изданиях» (Там же. Т. 1. С. 615). Память М. под 4 июня присутствует в поздних святцах - в старообрядческих, т. н. Бабушкинских, святцах - БАН. Дружин. № 131. Л. 208, нач. XIX в. (копия этого списка: БАН. Дружин. № 130. Л. 219-220 об., 40-е гг. XIX в.; в обоих списках указан год преставления М.- 1332); в Месяцеслове Н. А. Кайдалова - РГБ. Ф. 231 / II. Карт. 14. Ед. хр. 40. Л. 24 об., 1868 г. В «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского святой именуется «Мефодием Дмитровским, новым чудотворцем», память его указана под 14 июня (ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 226-226 об., 1807-1811 гг.).
По преданию XIX в., до 1612 г. мощи преподобного были «на вскрытии», но из-за угрозы осквернения их положили под спуд (Руднев. 1895. С. 10). Согласно самой ранней сохранившейся монастырской описи 7131(1623) г., мощи М. находились в деревянной часовне: «…часовня деревяна брусяная над преподобным Мефодием». В описи 1700 г. сказано: «...церковь Богоявления Господня Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная, над колокольнею, без трапезы. Подле той же церкви часовня деревянная брусчатая, а в колоколенной стене опочивает преподобный Мефодий, игумен Пешношский, под спудом; над гробницею писан образ его, Мефодия преподобнаго» (Калайдович. 1837. С. 134, 136, 137). В 1732 г. в обители была построена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского (Там же. С. 15-16), туда и перенесли раку с мощами преподобного (сохранившиеся фрагменты раки и деревянный потир, принадлежавший, по преданию, М., ныне хранятся в МЗДК). В описи, представленной в Коллегию экономии строителем Филимоном в 1764 г., сказано, что «при раке его ж преподобнаго Мефодия посох деревянный черный, с железным копием» (Калайдович. 1866. С. 15). В 1800 г. Московский митр. Платон (Левшин) благословил настоятеля обители иером. Макария (Брюшкова; 1788-1811) ходить с посохом М. В 1801 г. установили новую, медную, позолоченную раку, по сторонам которой были вычеканены тропарь и кондак преподобному, а также изображения храмовых праздников обители. Верхней крышкой раки служил ростовой образ М. По сведениям других историков монастыря, придел во имя М. был устроен в ц. св. Сергия только в 1859 г. (Ист. описание. 1893. С. 97), что косвенным образом подтверждает окончательное установление празднования памяти М. только в XIX в. Деревянная часовня была перенесена на место первоначального основания обители - в дубовую рощу; в день преставления святого, к-рый праздновался в обители 14 июня, к часовне из монастыря совершался крестный ход (ныне 4 июня считается днем преставления М., поэтому крестный ход совершается 17 июня).
В мон-ре находились 2 чтимые иконы М., одну из них пожертвовала в 1677 г. вдова ключника Н. Л. Верёвкина. В иконописных подлинниках содержится описание образа святого: «сед, брада поменши Никоновой, ризы преподобническия»; «Надсед, брада подобием Козмины, ризы преподобническия» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 335. С. 168). Из Пешношского мон-ря происходят нек-рые памятники иконописи, книжного и прикладного искусства XV-XVI вв. (см.: Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М., 1973).
В кон. XVII в. монастырь утратил самостоятельность: согласно «Привилегии на Академию» 1682 г. (которая, вероятно, так и не была утверждена, см.: Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009. С. 201), он должен был быть приписан ко вновь основанной академии; в 1700 г. по приказу Петра I Алексеевича его приписали к Троице-Сергиеву мон-рю, в 1764 г. обитель была преобразована в приход, однако в 1766 г. восстановлена по ходатайству М. И. Верёвкина.
В XIX в. мон-рь был известен своим строгим уставом и благочинием. В 1885 г. издали Службу М. (до этого использовались списки XIX в., они находились и в др. обителях, см.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской б-ки. М., 1875. С. 114. № 59). В том же году был составлен Акафист святому (Руднев. 1895. С. 12).
В 1928 г. обитель закрыли, в авг. 2007 г. началось ее возрождение, братии передали храм во имя прп. Сергия Радонежского. Летом 2014 г., после завершения реставрационных и восстановительных работ, состоялось торжественное освящение Пешношского мон-ря Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым).
Иконописные подлинники уподобляют облик М. облику прп. Никона Радонежского (под 14 июня), реже - св. бессребреника Космы Асийского (?) (без указания дня памяти): «Подобием сед, брада поменьше Никона Радонежского, власы с ушей, ризы преподобнические» (в иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58-59; Большаков. Подлинник иконописный. С. 107; То же // ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 172 об., 30-е гг. XIX в.); «Надсед, брада подобием Козмины, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 156 об., кон. XVIII в.). В руководстве акад. В. Д. Фартусова (1910) М. описан как «старец русского типа, с седою бородой средней величины; одежды монашеские, епитрахиль, на голове клобук» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 305).
Наиболее раннее сохранившееся изображение М. представлено на иконе посл. трети XVII в. «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице», написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; вклад кнг. Анны Шереметевой; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). М. изображен в рост, вполоборота вправо. Он сравнительно молод, у него короткие русые волосы и короткая борода. Традицию изображения М. в виде средовека продолжают 2 иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (находятся на вост. грани сев.-вост. и на зап. грани юго-зап. столбов).
Единоличные иконы святого редки. Вероятно, их писали в Мефодиевом Пешношском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, где в Сергиевой ц. под спудом почивают св. мощи М. В отличие от икон, созданных в Троице-Сергиевом мон-ре, на иконах из Пешношского мон-ря М. представлен в облике старца с седыми волосами на прямой пробор и раздвоенной бородой до середины груди. На иконе 2-й пол. XIX в. (?) (в металлическом окладе), помещенной в наст. время над ракой, святой показан в рост, прямолично, в рясе, мантии, куколь опущен на плечи, десницей именословно благословляет, в левой руке - свернутый свиток; вверху написан образ Св. Троицы, что подчеркивает связь обители с Троице-Сергиевым мон-рем. На иконе нач. ХХ в. (частное собрание), возможно восходящей к оригиналу XVIII в., М. изображен по пояс, прямолично, в схиме, с куколем на плечах, с благословляющей десницей, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Братiе имѣите попеченiе еже Бг угодите и дргъ ко». Надпись на фоне: «Св. преп. Мефодий Пéшнош[ский]». На иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА) М. изображен погрудно, правой рукой благословляет, в левой - держит развернутый свиток с надписью: «Владыка Господи Боже, сохрани стадо Свое...»
Существуют изображения М. в паре со свт. Николаем Чудотворцем на фоне Пешношского мон-ря, что обусловлено посвящением обители свт. Николаю. Святые представлены в молении ко Христу, благословляющему из облачного сегмента (М.- справа). Здесь преподобный старец в рясе, мантии и схиме, голова не покрыта. На небольшой иконе XIX в. (ГИМ; см.: Прп. Сергий Радонежский. 1992. С. 162-163. № 86) М. имеет крепкое телосложение; его руки, согнутые в локтях, протянуты к свт. Николаю. На иконе кон. XIX в., созданной в селах Владимирской губ. (частное собрание), десница М. приложена к груди, в опущенной левой руке развернутый свиток с текстом: «Внемлите братiя...» На иконе 2-й пол. XIX в. (села Владимирской губ., собрание Ф. Р. Комарова) преподобный держит четки. На литографии 2-й пол. XIX в. свт. Николай и М. изображены на фоне построек Пешношского мон-ря при взгляде на них сверху, с высоты птичьего полета (Славацкий. 2010. С. 8).
Сохранилась литография 2-й пол. XIX в., на которой М. представлен на фоне мон-ря единолично, с игуменским посохом в руке, как основатель мон-ря,- в молении ко Христу в облачном сегменте (Там же. Цв. вкладка).
Образ М. включался в программу церковных росписей XIX в. В стенописи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) Троице-Сергиевой лавры (1842 (?); поновления - 1871, 1947) святой изображен русоволосым и голубоглазым средовеком, левая рука с обернутыми вокруг запястья четками приложена к груди, ладонь десницы раскрыта вовне. В росписи трапезной ц. прп. Сергия Радонежского М. изображен на оконном откосе юж. стены (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966) в виде старца в схиме, руки сложены на груди, в деснице - четки. В стенописи 70-х гг. XIX в. зап. части храма Христа Спасителя в Москве М. был представлен в паре со свт. Николаем (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 85).
На иконе работы мон. Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» (кон. 20-х - нач. 30-х гг. ХХ в., 50-е гг. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры и московский Данилов мон-рь) М.- в группе Московских святых, рядом с прп. Никоном Радонежским (Алдошина. 2001. С. 231-239). Мон. Иулианией написан образ М. и на столпе сени над ракой над св. мощами прп. Никона Радонежского (нач. 50-х гг. XX в., Никоновский придел Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры). Святой представлен средовеком, в 3/4-ном повороте вправо, куколь опущен на плечи, в коричневой мантии, охристой рясе, десница приподнята для совершения двуперстного крестного знамения, в левой руке - развернутый свиток со словами: «Не осu ждай никого, ибо в этомъ твое паденiе».
В совр. росписи на стене Мефодиевской ц. Пешношского мон-ря изображена сцена из Жития преподобного, показывающая, как святой трудится на строительстве обители (Николо-Пешношский мон-рь // Православные мон-ри: Путешествие по святым местам. М., 2010. № 73. С. 4). В паре с прп. Сергием Радонежским М. представлен в росписи фасада Спасской башни Пешношского мон-ря. Десница святого развернута ладонью вовне, в левой руке - игуменский посох. Куколь опущен на плечи, на нем мантия красно-коричневого цвета, зеленая схима, охристая ряса. На иконе «Преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский» из Крестовоздвиженской ц. с. Свердлова Конаковского р-на Тверской обл. (ок. 2000) М. изображен фронтально седовласым старцем с непокрытой головой, в схиме, десницей именословно благословляет, в левой руке - развернутый свиток с текстом поучения. Наверху между преподобными в облачном сегменте - икона Божией Матери «Державная».